Все геймеры – люди до крайности увлекающиеся. Нет, простите, ну кто
ещё может так бесцельно и с таким видимым удовольствием тратить уйму
драгоценного для всего сознательного человечества времени? А вот для них
время, похоже, полностью исключено из системы жизненных ценностей.
Геймеры – люди до невозможного впечатлительные и эмоциональные. Вам
приходилось быть свидетелем беседы двух случайно встретившихся в
реальной жизни поклонников одной и той же игрушки: РПГ, стратегии или
шутера? Предполагаю, что случалось – незабываемые впечатления, не так
ли? Трудно даже представить, насколько эти люди близко к сердцу
принимают перипетии нарисованного и от затылка до пяток нереального
мира. Между тем, для них он реальней настоящего, причём реальней
ощутимо: в жизни ведь и графика не очень, и звук часто посредственный;
про сюжет же с геймплеем вообще говорить не стоит.
А ещё все геймеры – пламенные спорщики. Разногласия – от
локальных до глобальных – у них никогда не решаются миром. Более того,
они не решаются в принципе: вот скажите мне, за кого лучше в Starcraft
играть – за зерга или за протосса? А что лучше: Unreal, Quake или
Counter-Strike? А видеокарты кто лучше делает: nVIDIA или ATI? Самое
любопытное – каждый принципиальный сторонник любого из названных выше
пунктов не сдастся никогда, а будет упорно твердить своё. Сколько бы
центнеров железных аргументов на него не вывалил оппонент – держаться
наш зелот будет крепче двух команд крейсера «Варяг», вместе взятых. И
так по поводу каждой мелочи, напрочь забывая постулат о бессмысленности
споров о вкусе. И всё же, несмотря на бурные «священные войны» по самому
широкому списку разногласий, всех геймеров можно разделить на две
практически равные группы – на два лагеря злейших и непримиримых врагов.
Есть обстоятельство, при котором «контр-стайкщик» будет горой стоять за
«квейкера», любитель РПГ – за фаната стратегий. Все разногласия
забываются, когда речь заходит о платформе: геймер, убивающий время
перед монитором ПК никогда не поймёт «консольщика», который занимается
тем же, терзая геймпад своей Play Station или X-Box. Эти два мира редко
соприкасаются, а их обитатели посматривают друг на друга свысока.
Компьютерный геймер и «консольщик» вряд ли мирно уживутся на десяти
квадратных метрах – это, пожалуй, бесспорно. И примирить их можно только
одним способом: «усадить» на нейтральную территорию – портативную
игровую платформу.
Таковых, кстати, в мире на сегодняшний день существует немало.
Забудем о советских «Электрониках» и китайском ширпотребе с вариациями
на тему «Тетриса» и «Змейки»: до недавнего времени в мире были известны
многочисленные инкарнации и подобия Nintendo GameBoy. Убийству времени
не должны мешать длительные поездки и скучные лекции – этими
IT-погремушками баловались как любители приставок, так и PC-геймеры.
Последние при этом угрызений совести по поводу измены любимой игровой
платформе не чувствовали в принципе: позвольте, это же не приставка, а
вполне себе автономное устройство. Тем не менее, господство этих
девайсов на рынке карманных развлечений длилось недолго: позиции
портативных игровых платформ изрядно подточили КПК и мобильные телефоны с
возможностью установки дополнительных Java-игр. Необходим был
принципиально новый продукт, функциональный, мощный и интересный самому
широкому кругу покупателей. Гаджет, при покупке которого у геймера не
возникло даже мысли о возможности замены его смартфоном или PDA. На
рынке образовалась вместительная ниша, а занять её не пытался никто:
производители с мировым именем были заняты борьбой за рынок
мультимедийных устройств, начисто забыв о сегменте портативных
электронных развлечений; вендоры же без весомого бренда за пазухой на
рискованные мероприятия пускаться, как всегда, не спешили. Первой
опомнилось руководство компании Sony, к тому времени давно уже лидера на
рынке игровых консолей. Предпосылки, кстати, были просто железными:
мощнейший бренд Play Station в портфолио и огромный опыт в разработке и
продвижению игровых устройств – чем не дорожка для уверенного старта?
Тем более, концепция была прозрачна до неприличия: геймеры во всём мире,
оказывается, только и ждали выпуска портативной игровой платформы
нового поколения. Сказано – сделано: летом 2005 года свет увидела Sony
Play Station Portable (PSP). «Консольщики» в обнимку с «писишниками»
стояли в очереди за вожделенной коробочкой, а конкуренты рвали на себе
волосы – новый гаджет произвёл на рынке эффект разорвавшейся бомбы.
Продукт уселся в свою нишу с точностью до миллиметра, и противопоставить
ему было просто нечего. PSP споро зашагала по планете и добралась,
наконец, и до наших просторов. Первым делом она, разумеется, очутилась в
тестлабе Onliner.by – не угодно ли познакомится?
В коробке
Sony PSP поставляется на прилавки в нескольких
комплектациях: базовой и расширенных (Value Pack, Giga Pack). На вопрос о
целесообразности такой политики трудно ответить однозначно: с одной
стороны, видимой необходимости в этом нет, с другой – Sony редко делает
что-нибудь напрасно. В стандартной же поставке рядом с самим гаджетом
путешествуют:
• Аккумулятор и зарядное устройство;
• Карточка памяти MS Duo объёмом 32 Мб (в самой «широкой» комплектации flash-модуль имеет ёмкость 1 Гб);
• Стереогарнитура с удобным выносным пультом;
• Чехол и ремешок на запястье;
• Тряпочка для ухода за поверхностью корпуса;
• Документация;
• Носитель (UMD-диск) с рекламной информацией.
Помимо официальных, на сегодняшний день выпущено просто
огромное количество аксессуаров от сторонних производителей – здесь мы
видим ситуацию, аналогичную таковой с линейкой плееров Apple iPod. Для
PSP можно найти чуть ли не всё, чего только можно пожелать: тут вам и
чехлы, тут вам и сумочки, тут вам и портативные стеросистемы. В наших
краях подобные «приятности», правда, скорее всего, окажутся недоступными
по банальной причине, которую, пользуясь лаконичным языком наших
продавцов, можно сформулировать просто: «Не возят». Кстати с
аксессуарами к iPod ситуация у нас примерно такая же.
Снаружи
Sony умеет делать стильные вещи – это знают все. Девайсы японского
производства практически всегда являются эталонами промышленного
дизайна, сохраняя при этом весь набор «фамильных черт»: строгий
минимализм, высокотехнологичность, подчёркнутая каждым обводом,
эргономика и простота. Всё это нашло себе место в наружности PSP.
Цветовая гамма корпуса устройства также вполне типична: «фирменный»
бескомпромиссно-чёрный цвет с актуальными вставками серебристого
металлика смотрится уместно и идёт экстерьеру гаджета исключительно на
пользу. Сочетание острых углов и плавно сглаженных линий также добавляет
баллов «внешности» нового игрового устройства – перед нами, безусловно,
вполне себе имиджевая вещица и, помимо всего прочего, стильный
аксессуар. Очень, знаете ли, в духе времени.
Корпус PSP вытянут горизонтально, а компоновка его органов
управления сделано аналогично стандартному геймпаду «взрослой» Play
Station. Таким образом убито два зайца: во-первых, манипуляторы игровой
приставки Sony снискали себе славу «крайне удобных и лёгких в освоении» –
даже неопытный пользователь уже буквально через десять минут будет
чувствовать себя вполне уверенно; во-вторых, благодаря очевидной
преемственности, владельцам «полноценных» PS обеспечен максимальный
комфорт. Габариты девайса приближаются к оптимальным для данного типа
устройств: 170 х 74 х 23 мм при весе 260 г. В карман его, конечно, не
спрячешь, однако рюкзаку за плечами он ощутимого веса не прибавит.
Баланс между мобильностью и здравым смыслом выдержан в полной мере:
карманный игровой центр, пожалуй, должен быть именно таких размеров и
веса – и поместится куда угодно, и пользоваться более чем удобно.
Управляться с гаджетом необходимо двумя руками – оно, впрочем, и
понятно. Эргономика корпуса на высоте, и кисти, даже после длительной
игры, нисколько не сводит.
Лицевая панель выполнена из чёрного пластика глянцевой фактуры.
Смотрится это просто великолепно, однако в эксплуатации, как это часто
случается, устройство не очень практично. То, что поверхность уже через
пять минут активной игры «залапывается» просто до безобразия – это ещё
полбеды. Самое обидное – корпус очень быстро царапается, так что эстетам
придётся быть максимально аккуратными. Большая часть передней панели
занято широкоформатным (честные 16:9) экраном весьма приличной диагонали
(4,3’’) и львиная доля потёртостей, конечно же, достанется ему. Так что
имеет смысл поискать в рознице специальную защитную плёнку. Что
касается качества матрицы дисплея, то она просто великолепна – иначе и
не скажешь. Экран выполнен по технологии TFT, имеет разрешение 480 х 272
и 32-битную глубину цвета (способна отображать до 16 млн. оттенков).
Приятно, что впечатляющие спецификации внушают уважение не только
«заочно» – в работе матрица PSP показала себя с самой лучшей стороны.
Уверен, ничего подобного вам видеть просто не доводилось: яркая
картинка, сочные и живые цвета, отменный угол обзора, оптимальное время
отклика – только за это можно авансом простить PSP все недостатки.
Последних, кстати, при дальнейшем знакомстве оказалось до смешного мало…
Впрочем, по порядку. Как уже упоминалось выше, органы управления
девайса повторяют манипуляторы стандартного геймпада консоли PS2. Слева,
таким образом, расположились четырёхпозиционный «кнопочный» джойстик в
компании «аналогового» манипулятора, а справа – классические кнопки
управления («круг», «квадрат», «треугольник» и «крестик» – всем
известные символы Play Station). Под дисплеем также «пущены» шесть
клавиш для удобной навигации по меню и работы с мультимедиа. К слову,
субъективно, с дополнительными манипуляторами на корпусе PSP явный
перебор – устройству очень не хватает «яблочной» лаконичности
компоновки. Расположены они, впрочем, максимально удобно, и несколько
страдает здесь лишь эстетическая сторона вопроса. В эксплуатации все
кнопки очень комфортны.
На нижний торец гаджета выведен разъём для зарядного устройства и стереовыход.
Слева расположен слайдер для включения модуля Wi-Fi, а также слот для MS Duo.
На правую боковинку «уселся» бегунок включения и блокировки устройства.
На верхнем торце можно увидеть две дополнительные игровые кнопки,
разъём для mini-USB, ИК-порт, а также слайдер, открывающий отсек для
UMD-дисков.
Сам отсек выведен на заднюю сторону корпуса PSP. Его лоток отлично
закреплён и нисколько не люфтит; открывается он плавно, а фиксируется с
чётким и звонким щелчком. Чуть левее расположен отсек аккумулятора. Он
оказался неожиданно глубоким – сразу понятно, что приятный для руки вес
устройства «делает» именно батарея.
Корпус PSP оборудован «внешними» динамиками, которые обеспечивают
звуковое сопровождение в играх и способны довольно сносно воспроизводить
mp3. Они не более чем «неплохие» – для нормальной работы с мультимедиа
всё же необходимо подключить к устройству гарнитуру.
К качеству пластика и сборки претензий не возникло ровным счётом
никаких: всё сидит на месте просто «железно» – безусловный плюс к общей
оценке PSP. Японское качество – этим, пожалуй, сказано всё.
Внутри
Sony Play Station Portable построена на процессоре MIPS R4000 с
тактовой частотой 333 МГц; в работе ему помогает мультимедийный
сопроцессор. Графическая подсистема имеет 2 Мб видеопамяти и
поддерживает аппаратную 3D-акселерацию. Для портативного игрового
устройства характеристики просто беспрецедентные – ближайшие конкуренты
такими мощностями похвастаться точно не могут. Потенциала PSP хватает на
действительно качественное и динамическое 3D в играх, а также на
декодирование видеофайлов и работу со сжатым звуком. На экранах
смартфонов и КПК ничего подобного я не видел – впечатляющие по сложности
графического исполнения игрушки «бегают» на девайсе очень шустро. Одним
словом, красота.
Выше вы уже могли заметить странную аббревиатуру "UMD" –
сейчас самое время этот момент прояснить. Дело в том, что PSP работает
на принципиально новых оптических носителях от Sony: Universal Media
Disk. Представляют они собой небольшой диск (6 см диаметром), надёжно
упакованный в защитный пластиковый «коробок»; на одном носителе может
уместиться до 1,8 Гб информации. Оптический привод устройства читает
диски быстро и практически бесшумно. Новый формат носителей Sony
применила, понятно, исключительно в целях борьбы за авторские права: по
объективным причинам нелегальное копирование UMD сопряжено с
определёнными трудностями. Между тем, запуск приложений (читай: игр) с
карты памяти MS Duo изначально заблокирован на уровне прошивки. Так что
хочет пользователь, или не хочет, а приходится ему выкладывать денежку
за полностью лицензионные копии развлекательных программ и фильмов
(именно этот тип контента чаще всего записывается на UMD). Здесь,
правда, стоит оговориться: управа, как известно, найдётся на каждую
хитрую гайку – первые версии прошивок PSP были благополучно сломаны. Та
же участь, вероятно, ожидает и последнюю: простые пользователи очень
болезненно относятся к соблюдению авторских прав путём ущемления их
собственных. Вообще говоря, свою политику стоит пересмотреть в первую
очередь именно Sony – бороться со здравым смыслом всегда было крайне
сложно. Да, кстати, в среднем один UMD-диск с игрой стоит порядка 40-50
у. е. – сумма эта, понятно, для многих просто неприемлема.
PSP в полной мере поддерживает mp3 (звук на наушники выдаётся просто
отменный), а для того, чтобы иметь возможность взять в дорогу несколько
фильмов из личной коллекции «авишек», придётся немного поколдовать – с
карты памяти устройство «читает» файлы в «собственном» формате
(понадобится специальный конвертер, найти который в Сети – не проблема).
Пользовательский интерфейс девайса очень приятно оформлен и, самое
главное, по своей простоте и удобству сравним, пожалуй, разве что с
программными продуктами от Apple. Разобраться в нём не составит труда
даже самому неопытному пользователю. Программную оболочку PSP можно
персонализировать: поменять «обои рабочего стола» и цветовую схему.
Коммуникационные возможности устройства весьма обширны: в полной мере
поддерживается прямое USB-соединение (ПК «видит» карту памяти) и Wi-Fi.
Последнее может пригодиться не только при многопользовательской игре
(до 16 человек), но и для вполне сносного Интернет-серфинга – в прошивку
PSP встроен достаточно толковый Web-браузер. А вот функции ИК-порта в
этом аппарате остались для меня загадкой – ни одного файла передать в
память гаджета так и не удалось.
От батареи ёмкостью 1800 mAh устройство в среднем работает порядка 12
часов. Речь идёт о щадящей эксплуатации: немного поиграли, немного
послушали музыку, просмотрели видеофайл. Что касается интенсивного
режима, то здесь картина следующая: при «половинной» подсветке PSP
«играла» около 4,5 часов и «протянула» почти два фильма с UMD-дисков.
Выводы
Play Station Portable – одно из тех устройств, которое живёт
собственной жизнью. Японцам из Sony удалась шикарная развлекательная
платформа с недюжинными возможностями. Геймеры оценили старания и
восприняли новинку, мягко говоря, с восторгом. Тем не менее, между
создателем и покупателем возникли определённые разногласия: пользователь
хочет видеть в PSP универсальное устройство на все случаи жизни, а Sony
предпочитает ограничиваться игровыми, музыкальными и видеофункциями в
жёстких рамках лицензии. И всё же победа, очевидно, за потребителем:
упорство, с каким умельцы «хакают» прошивки и создают дополнительные
приложения, в конце концов должно сломить позицию Sony. Будем надеяться,
что произойдёт это в обозримом будущем. PSP – великолепное устройство
по всем параметрам, а его потенциал гораздо шире искусственных рамок
позиционирования на рынке. Отпустите его в «свободное плавание» и уже
через несколько месяцев крайне удачный продукт станет безусловным
бестселлером. Тем более, уже сегодня цена устройства в стандартной
комплектации не превышает 300 у. е. Сравните эту сумму с ценником
среднего КПК – есть над чем задуматься. Sony предлагает стильный,
качественный и функциональный аппарата без видимых недостатков как
«снаружи», так и « внутри». Ну а решать, как его использовать, придётся,
конечно же, покупателю.
Информация взята с сайта onliner.by
|